Итак, вы решили заказать услуги и начинаете обзванивать полиграфические фирмы и типографии, чтобы узнать, сколько это стоит. Подготовьтесь к тому, что вам зададут много вопросов: формат, объем (количество страниц), тираж, красочность, сорт и плотность бумаги, виды отделки и т. д. Если вы четко определили все исходные данные, то получите довольно точную цену. Если нет, тогда скорее всего ваш заказ не смогут посчитать или дадут заведомо низкую цену, а когда вы приедете в офис, «клюнув» на заманчивое предложение, стоимость окажется совсем другой. В этом случае разумно перед визитом получить от типографии по факсу или электронной почте коммерческое предложение, содержащее все параметры заказа и его стоимость. В таком случае будет понятно, за что вам выставляют доплату. В области полиграфии лучше всего иметь постоянного партнера-исполнителя. Если же вы таковым не обзавелись, советуем первый раз обращаться по рекомендации. Не стоит выбирать единственным критерием низкую цену. Дело в том, что дешевые услуги может предлагать и очень хорошо оснащенная в техническом плане типография за счет высокой степени автоматизации и большого объема выпускаемой продукции, а может демпинговать и очень слабая фирма со старым оборудованием, выдающая продукцию посредственного качества. Обратившись первый раз в типографию, посмотрите образцы продукции. Даже если вы не специалист, спросите, на чем они печатают. Менеджер, который «не стесняется» своего оборудования, быстро даст четкий квалифицированный ответ и покажет массу красивых образцов.
Поговорим о наболевшем — о подготовке издания к печати, об оригинал-макете, стоимость которого иногда превышает стоимость самого тиража. Печатные машины есть только в типографии, а компьютеры в каждом офисе, и на них установлены Corel Draw, Photoshop и QuarkXPress, и каждый чувствует себя художником. Поэтому часто заказывают только печать, а макет делают сами. И это первое слабое место. Остановитесь, если у вас нет специальных знаний! Сделать оригинал-макет — это серьезная работа, которая состоит из собственно изобретения дизайна и технической части: набора текста, сканирования и обработки изображений, верстки текста, сканированных изображений, элементов графики. При сканировании и обработке изображения надо правильно задать параметры, грамотно сделать цветокоррекцию. При верстке дизайнер должен предусмотреть множество вещей: размеры припусков для переплета брошюр, технологические припуски элементов «навылет» для визиток, буклетов, на высечку, размеры биговки, фальцовки. Отверстия «пикколо» на квартальных календарях, вырубные элементы не должны попадать на текст или рисунок. Если вы беретесь сами изготовить оригинал-макет, вы обязаны знать это. Второе слабое место — экономия на фотосъемке. На компьютере можно многое сделать со снимком: убрать прыщик на лице, вычистить болтающиеся провода вдоль фасада здания, «отремонтировать» дорогу у подъезда. Но довести качество мутной, нечеткой, темной фотографии с «мыльницы» до качества снимка с обложки глянцевого журнала, сделанного продвинутым профи на крутой аппаратуре, невозможно. Третье слабое место — экономия на цветопробе, которую положено изготовить по полиграфической технологии, но которая стоит денег. Зачастую клиент бьет себя в грудь, доказывая, что он смотрел картинку на своем мониторе (о калибровке монитора он и не слышал), распечатал на своем струйном принтере, показал начальнику, а в готовом тираже цвет получился совсем другой. Заказчик-дилетант зачастую экономит на изготовлении макета, однако в этом случае следует раскошелиться хотя бы на цветопробу. Несколько слов в утешение. Основная масса полиграфических фирм старается не разочаровать клиента. Как правило, принимая заказ, специалисты предупреждают о замеченных ошибках, но не все проблемы можно легко обнаружить. Часто бывает проще сделать работу заново, чем исправлять. Большинство претензий возникает из-за неправильно подготовленного самостоятельно заказчиком макета. Помните, что, если вы делали эту работу, вам за нее отвечать, а если профессиональная дизайн-студия типографии или рекламного агентства, то ей. Старайтесь в каждом конкретном случае правильно формулировать свои требования и оценивать свои силы, и результат всегда будет соответствовать вашим ожиданиям.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ОРИГИНАЛА ДЛЯ РИЗОГРАФА
Следует стремиться к симметричному размещению темных областей, если на копируемом листе имеется темная область, расположенная несимметрично относительно линии движения бумаги.
Следует стремиться избегать белого текста на черном фоне.
Листы оригинал-макета должны иметь крупное фотоизображение только с одной стороны, иначе возможно просвечивание оборотной стороны при сканировании (просвечивание зависит от качества бумаги).
Оригинал-макет должен иметь поля не менее 0,7 см. Это связано с тем, что ризограф не обеспечивает точного совпадения копий, особенно в направлении движения бумаги. Этот разброс составляет в среднем 3-5 мм (для некачественной бумаги). При попытке печати «под край» краска, не попавшая на лист, попадает на валик и неизбежно запачкает как его, так и оборотную сторону других листов.
Ризограф совершенно не допускает печать на глянцевой и мелованной бумаге. Краска на основе глицерина, используемая в ризографе, высыхает только на той бумаге, в которую может впитаться.
Если планируется печать в несколько цветов, то необходимо подать соответствующее количество оригиналов. К примеру, у вас страница черного текста с красным заголовком. Следовательно, нужно подать два листа: один с заголовком (причем заголовок оригинала надо подавать черным, а не красным) и один с черным текстом.